Круглый стол № 37 Аутизм: вызовы системы и пути решения. Как создать среду, дружелюбную к людям с расстройством аутистического спектра (РАС)?
21 ноября 2025 г. 16.00 - 17.30
Содержание сессии
Цель Круглого стола - привлечь внимание лиц, принимающих решения, к системным проблемам в сфере поддержки людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и их семей, и сформулировать конкретные законодательные и административные предложения по изменению ситуации на региональном и федеральном уровне.
Своевременная и эффективная помощь людям с аутизмом — это стратегическая инвестиция в их будущее. Существующие проблемы имеют решения, для которых необходим системный подход и государственная поддержка.
В рамках круглого стола будут обсуждаться следующие ключевые блоки:
1 Диагностика и ранняя помощь.
Проблема: позднее выявление, отсутствие маршрутизации после выявления, низкий охват детей ранней помощью, низкая доступность доказательных методов диагностики и терапии, рекомендованных в клинических рекомендациях по РАС (таких как ПАП-терапия) за счет бюджетного финансирования.
Предложения: Внедрение системы раннего скрининга на территории всех субъектов РФ, содействие развитию служб ранней помощи, содействие развитию специализированных эффективных, одобренных в клинических рекомендациях программ ранней помощи для детей с аутизмом, разработка регламентов межведомственного взаимодействия по передаче выявленных детей группы риска в результате скринингов в службы ранней помощи.
2 Медицинские аспекты.
Проблема: у РАС высокая мультиморбидность (РАС сочетается с другими нарушениями и заболеваниями), которая часто недодиагностируются. Врачи не следуют клиническим рекомендациям, не обладают нужной квалификацией и знаниями для помощи детям и взрослым с РАС, используют препараты без доказательной базы (такие как, например, ноотропы).
Предложения: обучение врачей работе с детьми и взрослыми с аутизмом, выделение отдельной специальности - «детская психиатрия», следование клиническим рекомендациям и использование инструментов перечисленных в клинических рекомендациях, повышение компетенций врачебного сообщества, начиная с педиатров, неврологов, психиатров и врачей всех остальных специальностей
3 Образование и инклюзия.
Проблема: Недоступность образования из-за дефицита кадров, а также недостаточной квалификации специалистов (педагогов, тьюторов, дефектологов, логопедов, психологов) для работы с детьми и взрослыми с аутизмом. Причина в первую очередь в финансировании специальных образовательных условий: регионы не выполняют свои обязательства по финансированию специальных образовательных условий, не выделяют повышенные нормативы (коэффициенты к подушевому финансированию).
Предложения: принять на федеральному уровне и закрепить ответственность региона за невыполнение обязательств по расчету и введению коэффициентов к подушевому финансированию. Также необходимо закрепить обязательство по выделению средств семьям, чьи дети находятся на семейной форме обучения - как уже делается в ряде регионов.
4 Маршрутизация детей с РАС в кризисные и переходные периоды.
Проблема: Ключевой проблемой при организации помощи детям с РАС является их маршрутизация в кризисные и переходные периоды. К таким периодам относится выявление риска наличия РАС, постановка диагноза, поступление в образовательную организацию, переход на следующий уровень образования и др.В данные периоды выражен запрос родителей на предоставление чётких и полных
рекомендаций относительно дальнейших шагов по организации помощи и работе с их ребёнком.
Предложения: Ключевую роль в такой маршрутизации часто играют психологи, оказывающие консультационно-диагностические услуги в государственных организациях. Качество таких услуг варьирует в широких пределах, что не обеспечивает потребности каждого ребёнка и семьи. В результате возникают ошибки маршрутизации. Предлагаемый вариант решения для обеспечения качественной и унифицированной помощи - внедрение протокола деятельности психолога по психолого-педагогическому консультированию детей (обучающихся) с РАС и их родителей, включающего чёткий алгоритм действий специалистов в соответствии с запросом семьи.
5 Социальная интеграция и взрослая жизнь.
Проблема: Социальная изоляция, стигматизация и отсутствие перспектив занятости для взрослых с РАС.
Предложения: Просвещение и проведение общественных информационных кампаний с привлечением СМИ, профориентация начинается со школьного периода и включена в образовательный процесс с учетом современных тенденций через обзор лучших практик профориентации в РФ и за рубежом. Утверждение перечня рекомендованных методик профориентации. Организация наставничества при включении лиц с РАС в профессиональную деятельность. Разработка программ по трудоустройства людей с РАС. Проведение мероприятий, направленных на формирование позитивного образа людей с РАС. Формирование в обществе культуры толерантности и уважения к людям с РАС.
Каждый блок будет представлен по четкой схеме «Конкретная проблема → Ее последствия для семьи и государства → Конкретное предложение власти», что позволит перейти от констатации трудностей к конструктивному диалогу и выработке решений.
Итогом работы круглого стола станет резолюция - пакет конкретных рекомендаций для органов государственной власти, направленных на создание комплексной и непрерывной системы поддержки людей с РАС на всех этапах жизни.
Заключительное слово
Власов Я.В.
Дискуссия
Врач-психиатр, руководитель отдела социальной педиатрии НИИ педиатрии НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. академика Б.В. Петровского», главный научный сотрудник Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой, д.м.н.
Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ РАС МГППУ), главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ, к.п.н.
Член Совета РОО помощи детям с РАС «Контакт», эксперт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, член экспертного совета при Министерстве просвещения РФ по проблемам организации образования детей с аутизмом, член Рабочей группа по вопросам развития инклюзивной среды при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, мама троих детей, один из которых — с аутизмом
Исполнительный директор и эксперт РОО помощи детям с РАС «Контакт», коррекционный специалист, специалист по организации и сопровождению инклюзивных моделей образования согласно ФГОС, специалист в области научно доказанных методов работы с детьми и семьями, оценка программ и проектов в сфере детства, мама подростка с РАС
Директор по исследованиям и развитию в компании Джунти Психометрикс Рус, экспертный член правления Московского областного отделения Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи», клинический психолог, детский и семейный психолог, EMDR и ART терапевт, преподаватель, коуч, автор и ведущая образовательных программы по применению методик: ADOS-2, ADI-R, CASD, SCQ, MPR, Leiter-3, автор ряда научных статей, соавтор адаптации русскоязычных версий методик: MPR, Nesplora, SAFA, MODA. Сейчас в процессе работы по адаптации тестов: TPB, BFQ-C, WIS-SVP на русский язык
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, Президент Общероссийской общественной организации инвалидов больных рассеянным склерозом, Председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, профессор, д.м.н.