Круглый стол № 37 Аутизм: вызовы системы и пути решения. Как создать среду, дружелюбную к людям с расстройством аутистического спектра (РАС)?

21 ноября 2025 г. 16.00 - 17.30

 

 

Содержание сессии

 

Цель Круглого стола - привлечь внимание лиц, принимающих решения, к системным проблемам в сфере поддержки людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и их семей, и сформулировать конкретные законодательные и административные предложения по изменению ситуации на региональном и федеральном уровне.


Своевременная и эффективная помощь людям с аутизмом — это стратегическая инвестиция в их будущее. Существующие проблемы имеют решения, для которых необходим системный подход и государственная поддержка.


В рамках круглого стола будут обсуждаться следующие ключевые блоки:


1 Диагностика и ранняя помощь.


Проблема: позднее выявление, отсутствие маршрутизации после выявления, низкий охват детей ранней помощью, низкая доступность доказательных методов диагностики и терапии, рекомендованных в клинических рекомендациях по РАС (таких как ПАП-терапия) за счет бюджетного финансирования.


Предложения: Внедрение системы раннего скрининга на территории всех субъектов РФ, содействие развитию служб ранней помощи, содействие развитию специализированных эффективных, одобренных в клинических рекомендациях программ ранней помощи для детей с аутизмом, разработка регламентов межведомственного взаимодействия по передаче выявленных детей группы риска в результате скринингов в службы ранней помощи.


2 Медицинские аспекты.


Проблема: у РАС высокая мультиморбидность (РАС сочетается с другими нарушениями и заболеваниями), которая часто недодиагностируются. Врачи не следуют клиническим рекомендациям, не обладают нужной квалификацией и знаниями для помощи детям и взрослым с РАС, используют препараты без доказательной базы (такие как, например, ноотропы).


Предложения: обучение врачей работе с детьми и взрослыми с аутизмом, выделение отдельной специальности - «детская психиатрия», следование клиническим рекомендациям и использование инструментов перечисленных в клинических рекомендациях, повышение компетенций врачебного сообщества, начиная с педиатров, неврологов, психиатров и врачей всех остальных специальностей


3 Образование и инклюзия.


Проблема: Недоступность образования из-за дефицита кадров, а также недостаточной квалификации специалистов (педагогов, тьюторов, дефектологов, логопедов, психологов) для работы с детьми и взрослыми с аутизмом. Причина в первую очередь в финансировании специальных образовательных условий: регионы не выполняют свои обязательства по финансированию специальных образовательных условий, не выделяют повышенные нормативы (коэффициенты к подушевому финансированию).

Предложения: принять на федеральному уровне и закрепить ответственность региона за невыполнение обязательств по расчету и введению коэффициентов к подушевому финансированию. Также необходимо закрепить обязательство по выделению средств семьям, чьи дети находятся на семейной форме обучения - как уже делается в ряде регионов.


4 Маршрутизация детей с РАС в кризисные и переходные периоды.


Проблема: Ключевой проблемой при организации помощи детям с РАС является их маршрутизация в кризисные и переходные периоды. К таким периодам относится выявление риска наличия РАС, постановка диагноза, поступление в образовательную организацию, переход на следующий уровень образования и др.В данные периоды выражен запрос родителей на предоставление чётких и полных
рекомендаций относительно дальнейших шагов по организации помощи и работе с их ребёнком.


Предложения: Ключевую роль в такой маршрутизации часто играют психологи, оказывающие консультационно-диагностические услуги в государственных организациях. Качество таких услуг варьирует в широких пределах, что не обеспечивает потребности каждого ребёнка и семьи. В результате возникают ошибки маршрутизации. Предлагаемый вариант решения для обеспечения качественной и унифицированной помощи - внедрение протокола деятельности психолога по психолого-педагогическому консультированию детей (обучающихся) с РАС и их родителей, включающего чёткий алгоритм действий специалистов в соответствии с запросом семьи.


5 Социальная интеграция и взрослая жизнь.


Проблема: Социальная изоляция, стигматизация и отсутствие перспектив занятости для взрослых с РАС.


Предложения: Просвещение и проведение общественных информационных кампаний с привлечением СМИ, профориентация начинается со школьного периода и включена в образовательный процесс с учетом современных тенденций через обзор лучших практик профориентации в РФ и за рубежом. Утверждение перечня рекомендованных методик профориентации. Организация наставничества при включении лиц с РАС в профессиональную деятельность. Разработка программ по трудоустройства людей с РАС. Проведение мероприятий, направленных на формирование позитивного образа людей с РАС. Формирование в обществе культуры толерантности и уважения к людям с РАС.


Каждый блок будет представлен по четкой схеме «Конкретная проблема → Ее последствия для семьи и государства → Конкретное предложение власти», что позволит перейти от констатации трудностей к конструктивному диалогу и выработке решений.


Итогом работы круглого стола станет резолюция - пакет конкретных рекомендаций для органов государственной власти, направленных на создание комплексной и непрерывной системы поддержки людей с РАС на всех этапах жизни.

 

  1. Пациенты с РАС: медицинские аспекты.
    Устинова Н.В.
  2. Маршрутизация при сопровождении детей с РАС: трудности и решения.
    Хаустов А.В.
  3. Современные вызовы и решения в системе образования людей с РАС.
    Багарадникова Е.В.
  4. Социализация и коммуникация людей с РАС.
    Щурова О.С.
  5. От ранних признаков до диагноза: доказательные методы диагностики РАС.
    Караулова О.Б.

  Заключительное слово
  Власов Я.В.

  Дискуссия

Трансляция
Модераторы
Эксперты
Устинова Н.В.

Врач-психиатр, руководитель отдела социальной педиатрии НИИ педиатрии НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. академика Б.В. Петровского», главный научный сотрудник Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой, д.м.н.

Хаустов А.В.

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ РАС МГППУ), главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ, к.п.н.

Багарадникова Е.В.

Член Совета РОО помощи детям с РАС «Контакт», эксперт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, член экспертного совета при Министерстве просвещения РФ по проблемам организации образования детей с аутизмом, член Рабочей группа по вопросам развития инклюзивной среды при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, мама троих детей, один из которых — с аутизмом

Щурова О.С.

Исполнительный директор и эксперт РОО помощи детям с РАС «Контакт», коррекционный специалист, специалист по организации и сопровождению инклюзивных моделей образования согласно ФГОС, специалист в области научно доказанных методов работы с детьми и семьями, оценка программ и проектов в сфере детства, мама подростка с РАС

Караулова О.Б.

Директор по исследованиям и развитию в компании Джунти Психометрикс Рус, экспертный член правления Московского областного отделения Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи», клинический психолог, детский и семейный психолог, EMDR и ART терапевт, преподаватель, коуч, автор и ведущая образовательных программы по применению методик: ADOS-2, ADI-R, CASD, SCQ, MPR, Leiter-3, автор ряда научных статей, соавтор адаптации русскоязычных версий методик: MPR, Nesplora, SAFA, MODA. Сейчас в процессе работы по адаптации тестов: TPB, BFQ-C, WIS-SVP на русский язык

Власов Я.В.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, Президент Общероссийской общественной организации инвалидов больных рассеянным склерозом, Председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, профессор, д.м.н.

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности