Круглый стол №14 Инфекционная безопасность. Дальнейшее развитие НКПП и КППЭ в рамках Стратегии 2035. Часть I
20 ноября 2025 г. 14.00 - 15.30
Содержание сессии
Расширение Национального календаря профилактических прививок (НКПП) в России сталкивается с рядом проблем, включая финансовые ограничения, сложности с локализацией производства вакцин, административные барьеры и недостаточное долгосрочное планирование. Эти факторы замедляют включение новых вакцин, несмотря на стратегические планы и растущую эпидемиологическую необходимость.
Одной из ключевых проблем является недостаточное финансирование. Эксперты отмечают, что потребности на закупку вакцин не всегда фиксируются под расходные обязательства, а бюджеты на НКПП недофинансируются.
Например, в 2023 году и на период 2024–2025 годов наблюдался дефицит средств. Для решения этой проблемы предлагается изменить формирование бюджета, чтобы потребности на закупку вакцин были заранее фиксированы, а также увеличить финансирование, например, на 1,44 млрд рублей для обеспечения около 1,3 млн детей.
Многие вакцины, которые планируется включить в НКПП, требуют локализации производства в России. Однако разработка и запуск производства — процесс небыстрый и требует значительных инвестиций.
Производители отмечают отсутствие чётких государственных гарантий спроса на новые вакцины, что снижает их готовность инвестировать в разработку и производство. Для решения этой проблемы предлагается внедрить долгосрочные контракты, например, специальные инвестиционные контракты (СПИК) или контракты со встречными инвестиционными обязательствами (офсеты), которые подразумевают локализацию производства в России.
Несмотря на растущую заболеваемость некоторыми инфекциями (коклюш, менингококковая инфекция), включение соответствующих вакцин в календарь задерживается.
Стратегия развития иммунопрофилактики до 2035 года предусматривает расширение перечня вакцин в НКПП, включая препараты против менингококка, ротавируса, ВПЧ и ветряной оспы. Однако для реализации этих планов необходимы согласованные действия Минздрава, Минпромторга, Минфина и других ведомств, а также увеличение финансирования и поддержка отечественных производителей.
В ходе работы круглого стола планируется обсуждение сложившейся ситуации и
перспектив межведомственного взаимодействия для реализации Плана мероприятий по реализации Стратегии развития иммунопрофилактики до 2025 года.
Вступительное слово.
Румянцев А.Г.
Дискуссия
Член Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Президент ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва» Минздрава России, профессор, академик РАН, заслуженный врач Российской Федерации, д.м.н.
Главный внештатный специалист эпидемиолог Минздрава России, заместитель директора по научной работе Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), к.м.н.
Cоветник директора по проблеме гнойных бактериальных менингитов ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, д.м.н.
Заведующая кафедрой эпидемиологии и гигиены Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера, профессор, заслуженный врач РФ, д.м.н.
Главный внештатный специалист гинеколог детского и юношеского возраста, заведующая 2-ым гинекологическим отделением федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, профессор, член-корреспондент РАН, д.м.н.