От кого зависит формирование пациент-ориентированного здравоохранения? Каковы здесь роль и возможности общественных организаций пациентов и врачебного сообщества? Какова роль пациентских организаций во взаимодействии государства, врачей и пациентов? Эти и другие вопросы обсудили на пленарной дискуссии «Роль пациентских организаций и граждан в пациент-ориентированной модели здравоохранения», которая прошла на XIV Всероссийском конгрессе пациентов. Модераторами дискуссии выступили сопредседатели Всероссийского союза пациентов Ян Власов и Юрий Жулёв.
По словам заместителя министра здравоохранения РФ Евгения Камкина, если между врачом и пациентом будут выстроены партнерские отношения, то результат и исход заболевания объективно станет гораздо выше, нежели в случае, если отношения между ними пойдут по пути недопонимания. «Президент недаром уделяет особое внимание медицинской реабилитации, - отметил он. - И, безусловно, если пациент и его кружение будут задействованы в этом процессе (конечно, можно многого добиться технологиями и лекарствами), то восстановление произойдет намного быстрее. Мы выступаем за партнерские отношения, именно из этого может произрастать ответственность пациента за свое здоровье».
Координатор проектов Всероссийского союза пациентов Светлана Сергеева рассказала о повышении эффективности работы Общественных совещательных структур в системе здравоохранения. В частности, она сообщила об основных достижениях работы общественных советов. Среди них – повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение в сфере лекарственного обеспечения, реализация решений и разработок ОС в работе системы здравоохранения, улучшение взаимодействия с пациентскими НКО и пациентами.
Заместитель руководителя Комиссии по здравоохранению Общественного Совета Государственной корпорации «Росатом» Ольга Песнева рассказала о построении пациент-ориентированного здравоохранения в городах, где расположены предприятия «Росатома». «Пациент-ориентированное здравоохранение - путь к справедливой и оптимальной по затратам системе общественного здравоохранения, - подчеркнула она. - Модель должна базироваться на российском законодательстве, учитывать современные мировые принципы и стратегии в области построения эффективных систем здравоохранения и защиты прав пациентов и медицинских работников». Среди основных принципов этой модели Песнева назвала взаимное уважение участников оказания медпомощи, расширение прав и возможностей пациентов, доступность медицинских услуг и др.
Председатель правления межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА» Галина Горецкая отметила, что повышение уровня ответственности пациента является краеугольным камнем эффективного лечения при хронической болезни почек (ХБП). По ее словам, один из десяти взрослых людей во всем мире имеет ХБП, и если его не лечить, то это может привести к летальному исходу. «Смертность от болезни почек продолжает ежегодно расти, и по прогнозам к 2040 году ХБП стане пятой основной причиной смерти», - сообщила Горецкая. Важнейшую роль в профилактике и лечении болезни почек играет забота пациента о собственном здоровье. «Ему необходимо обладать знаниями, позволяющими понять, что и почему нужно делать, навыками, позволяющими выполнять требуемые задачи или модели поведения, и уверенностью в том, что он может это сделать», - подчеркнула она.
Эксперт проектов Всероссийского союза пациентов Мария Ампилогова рассказала о новом проекте ВСП «Ответственный пациент: изучаем, формируем, поддерживаем». Как и предыдущие выступающие, она считает, что правильное поведение пациента является одной из ключевых составляющих положительного исхода лечения и успешного сохранения качества жизни, несмотря на наличие хронического заболевания.