Рост экономического ущерба от хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), который ежегодно составляет около 400 млрд рублей, а также высокий уровень смертности населения от этого заболевания заставляют экспертное сообщество искать новые возможности для оказания пульмонологической помощи пациентам. Какие первоочередные шаги необходимо предпринять для эффективной борьбы с ХОБЛ, участники XIV Всероссийского конгресса пациентов обсудили в рамках круглого стола «Значимость проблемы ХОБЛ в достижении целей здравоохранения».
Сегодня хроническая обструктивная болезнь легких занимает третье место среди всех причин смерти в мире, уступая лишь ишемической болезни сердца и инсультам. От этого заболевания страдают около 392 миллионов человек. По официальным данным в нашей стране зарегистрировано около 1,5 млн человек с хронической обструктивной болезнью легких. Однако эксперты считают, что реальное число пациентов с ХОБЛ гораздо выше и составляет от 11 до 16 млн человек. Как отметил главный внештатный пульмонолог Минздрава России, заведующий кафедрой пульмонологии ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова», д.м.н., профессор, академик РАН Сергей Авдеев, смертность от ХОБЛ несопоставима, например, со смертностью от другого распространенного хронического респираторного заболевания – бронхиальной астмы, и превосходит ее приблизительно в 25 раз. «Пациенты с ХОБЛ теряют 8-10 лет ожидаемой продолжительности жизни. К сожалению, у нас страдает диагностика – половина пациентов с ХОБЛ не имеют подтверждённого диагноза, – указал эксперт. Сегодня ХОБЛ выходит за рамки болезней органов дыхания, так как является самостоятельным фактором риска сердечно-сосудистых событий. Во время обострения ХОБЛ риск развития инфаркта миокарда увеличивается в 2 раза, а на шестой-десятый день обострения риск инсульта увеличивается на 40%».
Кроме того, ХОБЛ требует огромных экономических ресурсов. Совокупный прогнозируемый экономический ущерб от ХОБЛ в 2022 г. составил 379 млрд руб., что эквивалентно 0,3% валового внутреннего продукта, причем в структуре расходов преобладают затраты не на лекарственную терапию, а на госпитализацию. Выход из сложившейся ситуации Сергей Авдеев видит во включении ХОБЛ в перечень социально значимых заболеваний, поскольку она удовлетворяет всем перечисленным в ФЗ №323 критериям, в улучшении диагностики заболевания и повышении доступности лекарственного обеспечения.
С ним солидарен заведующий кафедрой доказательной медицины РНИМУ, зам. директора НИИ пульмонологии ФМБА, д.м.н. Заурбек Айсанов. «Благодаря научным достижениям последних лет нашим пациентам сегодня стала доступна трехкомпонентная ингаляционная терапия, которая является единственной фармакотерапией, способной снизить не только частоту обострений, но и смертность от ХОБЛ. Важно, чтобы заболевание было своевременно диагностировано и пациенты имели доступ к необходимым лекарственным препаратам», – сказал он.
Важную проблему терапии ХОБЛ, связанную с доступом ко льготным лекарствам только после получения пациентом группы инвалидности, обозначила доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава РФ Ольга Ризаханова: «Это порочный круг: мы ждем, когда пациент станет инвалидом, чтобы обеспечить его лекарственными препаратами. Но ведь наша задача заключается в том, чтобы не допустить инвалидизации». Она отметила, что в стратегии развития здравоохранения РФ есть перечень нозологий, которые представляют угрозу национальной безопасности, и ХОБЛ с такими показателями смертности и с такой короткой продолжительностью жизни тоже может войти в этот перечень. «Мы знаем, что благодаря данной стратегии пациенты с болезнями системы кровообращения обеспечиваются льготными лекарственными препаратами без привязки к инвалидности. Учитывая, что ХОБЛ демонстрирует все социально значимые показатели, эту нозологию также стоит включить в этот перечень и проработать вопрос льготного лекарственного обеспечения вне зависимости от наличия у пациента статуса инвалида. Кроме того, для ХОБЛ необходима отдельная программа в рамках нацпроекта «Здравоохранения», этот вопрос нужно продолжать обсуждать», – настаивает Ольга Ризаханова.
Среди больных ХОБЛ мало тех, кто имеет инвалидность и может обеспечиваться терапией в рамках федерального закона №178, поэтому люди вынуждены покупать лекарства за свой счет, указала директор по стратегическому развитию АНО «Медицинская практика», ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Елена Туменко. «Препараты для лечения ХОБЛ стоят от 3 до 6 тыс. рублей в месяц, и для многих пациентов пожилого возраста или с минимальной зарплатой эти лекарства просто недоступны. В такой ситуации надеяться на то, что граждане будут получать эффективное лечение в рамках клинических рекомендаций, практически не приходится, – считает она. – Мы прекрасно понимаем: если пациенты будут получать эффективное лечение амбулаторно, мы сразу снизим затраты системы ОМС, и эти средства смогут быть перенаправлены на лечение других заболеваний. В связи с этим необходимо создание федеральной программы по борьбе с ХОБЛ, которая будет включать в себя не только лекарственное обеспечение, но и обучение врачей, повышение уровня диагностики, обучение пациентов правильному использованию ингаляционных препаратов, реабилитацию».
Заместитель директора по научной и аналитической работе ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава РФ, член президиума правления РКО Анна Концевая отметила, что затраты на компенсацию ущерба здоровью от ХОБЛ в 30-40 раз превышают затраты на профилактику заболевания. «Большая часть расходов – это непрямые затраты, связанные с тем, что люди умирают в трудоспособном возрасте или остаются инвалидами. Однако реальный объем ущерба может быть еще больше, ведь настоящее количество пациентов с ХОБЛ превышает число официально зарегистрированных больных, – сказала она. – Кроме того, величина затрат, ассоциированных с ХОБЛ, всегда зависит от тяжести течения заболевания и частоты обострений: чем менее контролируемая болезнь, тем более тяжелыми становятся экономические последствия как для системы здравоохранения, так и для общества в целом. Эту ситуацию можно предотвратить, если оказывать пациентам своевременное и полноценное лечение. Если бы все пациенты с ХОБЛ были обеспечены лекарственными препаратами в соответствии с потребностями, то это позволило бы добиться не только значительного клинического, но и экономического эффекта».
Важный вопрос финансирования возможной льготной программы лекарственного обеспечения пациентов с ХОБЛ поднял сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. «Мы предлагаем применить уже имеющийся опыт привлечения средств из альтернативных источников. Хорошим примером является созданный президентом фонд «Круг добра», финансирование которого осуществляется за счет налога на сверхвысокую прибыль. Еще один пример – акцизы на сахаросодержащие напитки, часть этих доходов сейчас направляется на федеральную программу по борьбе с сахарным диабетом. Учитывая прямую связь курения и ХОБЛ, кажется логичным введение новых акцизов или увеличение существующего акциза на табачную продукцию. Вырученные средства можно было бы направить на федеральную программу по льготному лекарственному обеспечению пациентов с этим заболеванием. Сегодня существует современная терапия ХОБЛ, которая способна повлиять на продолжительность и качество жизни пациентов, и мы должны найти способ сделать ее доступной», – заключил он.