Становление системы ОМС, как социального института, обеспечивающего защиту прав пациентов в России, продолжается. Работа системы вызывает много споров. Эксперты Всероссийского союза пациентов полагают что система доказала свою состоятельность и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Большая роль в создании системы поддержки пациентов играют страховые медицинские компании.
Круглый стол «Система ОМС: достижения, проблемы и перспективы» XIII Всероссийского конгресса пациентов был посвящен оценке и обсуждению возможностей развития системы ОМС.
Обсуждение было открыто презентацией результатов Общероссийского комплексного социологического исследования «Мониторинг жалоб и обращений пациентов в связи с проблемами получения медицинской помощи в системе ОМС», проведенного в 2022 году ВСП совместно с Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика». Представила результаты исследования исполнительный директор Центра «Социальная Механика» Татьяна Фомина.
Эксперт сообщила, что в прошлом году Центр «Социальная Механика» по запросу Всероссийского союза пациентов проводил две волны аналогичного исследования и это позволяет сравнивать данные, с высокой степенью достоверности. «Подобные мониторинговые замеры важны для оценки системы здравоохранения в условия изменений» - отметила Татьяна Алексеевна.
По данным исследования удовлетворенность медицинской помощью по сравнению с 2021 годом стала выше. «Число граждан, удовлетворенных медицинской помощью по ОМС, выросло на 15,8 %, с 25,8 % до 41,6 %», - отметила эксперт.
Одним из основных факторов неудовлетворенности, по словам Татьяны Фоминой, являются субъективная оценка отношений между пациентами и медицинскими работниками. «Только половина пациентов в настоящий момент удовлетворена отношением к ним медицинских работников, когда они находятся в амбулаторно-поликлиническом учреждении либо в стационаре», - подчеркнула она.
Исполнительный директор «Социальной Механики» рассказала: когда граждане сталкиваются с какими-то недостатками в медицинском обслуживании в системе ОМС, то они обращаются к услугам платной медицины. В каких случаях граждане готовы обращаться к платным медицинским услугам? Первый. Если помощь невозможно получить иным путем (26,4%). Второй. Если платная медицинская помощь позволяет компенсировать временной дефицит, связанный с длительностью получения услуг в системе ОМС (24,9%). Третий. Убежденность, что в платной медицине можно поучить более квалифицированную помощь (14,6%).
Татьяна Алексеевна также сообщила, что граждане приняли тренд на цифровизацию в медицине. 80% опрошенных видят, какие преимущества несет в себе цифровизация, в том числе для пациентов (не нужно думать о хранении бумажных данных, можно самостоятельно контролировать процесс оказания себе медицинской помощи и т.д.).
Председатель Координационного совета МОД «Движение против рака», член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Николай Дронов рассказал об опыте взаимодействия страховых медицинских организаций и общественных организаций по защите прав пациентов. «87% обращений граждан, поступивших к нам в этом году, касаются вопросов организации медицинской помощи. Эти обращения не касаются лекарственного обеспечения, как раньше, когда они занимали три четверти обращений, или, например, психологической помощи», - сообщил он, отметив, что это создает почву для большой и плодотворной работы страховщиков и пациентских организаций.
О новациях Программы государственных гарантий на 2023 год рассказала управляющий директор СК «СОГАЗ-Мед» Людмила Романенко. В частности, она отметила, что впервые в самостоятельный раздел выведена медицинская реабилитация. «Хочу обратить внимание, что средний подушевой норматив на оказание медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» включил в себя расходы на медицинскую реабилитацию участников Специальной военной операции на Украине», - подчеркнула Людмила Романенко.