На круглом столе «Значимость проблемы бронхиальной астмы и ХОБЛ в достижении национальных идей здравоохранения», состоявшемся в ходе XIII Всероссийского конгресса пациентов, эксперты рассмотрели медицинские и социальные аспекты проблемы, вопросы организации медицинской помощи, маршрутизации пациентов, перспективы повышения качества и доступности медпомощи в данной сфере.
Согласно официальным статистическим данным, имеющимся в распоряжении ВСП, бронхиальная астма (БА) и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) в большинстве стран мира, в том числе в России, являются одной из главных проблем здравоохранения, будучи причиной высокой инвалидизации и смертности. Среди пациентов преобладают лица трудоспособного возраста, что повышает медико-социальную значимость данных заболеваний.
При этом согласно результатам эпидемиологических исследований распространенность БА, в том числе тяжелой БА, в несколько раз превышает показатели официальной статистики. А, по мнению экспертов, к 2030 году ХОБЛ займет третье место по причине смертности среди всех заболеваний после сердечнососудистой патологии и цереброваскуляных болезней.
Заместитель директора по клинической работе ФГБУ «ГНЦ «Институт иммунологии» ФМБА России, генеральный директор Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов Наталья Ильина рассказала о медицинских и социальных проблемах БА. По ее словам, противовоспалительное лечение показано всем группам пациентов, независимо от степени тяжести болезни. «Но четыре из десяти пациентов не привержены к регулярной терапии. 90% пациентов хотят получать терапию, которая обеспечивает немедленное облегчение. Почти 40% пациентов считают, что когда они себя хорошо чувствуют, то нет необходимости принимать лекарственные препараты каждый день, что приводит к обострению, а иногда и к интенсивной терапии», - отметила эксперт.
Наталья Ильина сообщила, что если пациенты часто принимают короткодействующие ингаляторы, то резко возрастает назначение системных глюкокортикостероидов, потому что тяжелое обострение требует применения системных препаратов. А это нежелательно при современном подходе к терапии БА. «При повышении приема короткодействующих ингаляторов резко возрастает риск смертности. Выдача более трех короткодействующих ингаляторов в год увеличивает риск обострений БА, а применение более двенадцати ингаляторов в год - связано с повышенным риском смерти от этого заболевания», - сказала она. Эксперт привела пример продажи в Москве препаратов для лечения БА за один месяц. Соотношение препаратов для поддерживающей терапии и препаратов, предназначенных для купирования болезни, составляет один к семи. «Это катастрофа! - заявила Наталья Ильина. - Это означает, что основная масса пациентов не получает противовоспалительную терапию, а постоянно пользуется только препаратами для купирования обострения».
Заведующий кафедрой доказательной медицины РНИМУ им. Пирогова, заместитель директора и заведующий клинико-физиологическим отделом НИИ пульмонологии ФМБА России Заурбек Айсанов отметил, что между БА и ХОБЛОМ много общего, и часто эти заболевания могут быть у одного и тог же пациента. «Важно, что, несмотря на очень высокую распространенность, для общественности ХОБЛ остается неизвестным заболеванием, - сказал он. - При сопоставимой распространенности сердечнососудистыми заболеваниями и сахарным диабетом общественность в меньшей степени информирована об этой болезни, и обеспокоенность общества не на должном уровне».
По словам эксперта, проблема глобальная, и это единственная причина смерти и заболеваемости, которая продолжает расти. Особенно распространена эта болезнь среди курильщиков. ХОБЛ сопровождается большим количеством сопутствующих заболеваний, потому что эта болезнь развивается во второй половине жизни. «Пациент вдыхает больше воздуха, чем выдыхает, и это приводит к накоплению воздуха в легких, - пояснил Заурбек Айсанов. - Второй компонент, который приводит к инвалидизации, это снижение физической активности. Потому что отдышка, которая возникает, сродни боли, и пациент перестает поддерживать ту активность, которую поддерживал ранее». А дальше всё идет только по нарастающей. При этом если пациент не курит, но и не ведет активный образ жизни, то его шансы заметно хуже, чем у пациента, который хоть и курит, но поддерживает хорошую физическую активность. Таким образом, чем ниже активность больного, тем выше риск смерти.