Пожилые пациенты с коронавирусом в регионах оказались жертвами местных властей. Из-за того что порядки оказания помощи людям старше 70 лет с диагностированным COVID-19 вовремя не попадают в страховые медицинские организации, помощь им оказывают с нарушениями. Эту проблему обсудили в ходе «круглого стола» на прошедшем на днях XII Всероссийском конгрессе пациентов.
По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), региональные органы власти не в полном объеме направляют в страховые компании порядки маршрутизации пациентов 70 лет и старше с новой коронавирусной инфекцией и после нее. Проблемы есть, так или иначе, в большинстве регионов. Чаще всего этих порядков нет в поликлиниках и в дневных стационарах. А в 18 регионах страховые медицинские организации их не получили в принципе.
«Чтобы сопровождать пациента в полном объеме, надо хорошо понимать маршрут, который должен использоваться с учетом специфики региона, загруженности стационаров, наличия медицинских работников, определенной диагностической техники, — заявил вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов. — Но мы очень часто сталкиваемся на уровне регионов с отсутствием регламентов, которые касаются порядков маршрутизации в принципе, или с отсутствием таких регламентов при получении медицинской помощи на уровне стационара».
На качестве медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией сказывается и недостаточная организация оказания медицинской помощи. В частности, как отметил Кузнецов, проблемы возникают при госпитализации пациентов 70 лет и старше. «К счастью, такие серьезные нарушения, как непрофильная госпитализация, встречаются менее чем в 1% случаев. Но тем не менее за 9 месяцев 2021 года зафиксировано почти 130 тысяч случаев, когда пожилых пациентов, подлежащих госпитализации, вовремя не поместили в стационар», — сказал Дмитрий Кузнецов. Это составляет более 67% случаев отсутствия госпитализации при ее необходимости — в 33% случаев больные подписывали отказ от помещения в стационар.
Всего с января по сентябрь страховые медицинские организации провели более 21 млн экспертиз. Нарушения выявлены в более чем 1 млн случаев. При этом наиболее распространенным типом нарушений стало несоблюдение порядков оказания, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (82,7%). По медицинской помощи, оказанной в июле — сентябре 2021-го людям в возрасте 70 лет и старше при COVID-19, проведено более 58,6 тыс. экспертиз. Выявлены нарушения, связанные с вопросами преемственности оказания медицинской помощи (например, несвоевременное прекращение амбулаторного лечения и помещение пациента в круглосуточный стационар). Среди других нарушений: несвоевременность необходимых диагностических процедур (в частности, исследование уровня тропонина в крови — 60% случаев), отсутствие необходимой респираторной поддержки (15%), не назначение антикоагулянтов (36%), отсутствие лечения сопутствующей патологии (сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических и эндокринологических заболеваний — 37%).
«К сожалению, мы должны признать отсутствие преемственности и единой системы защиты прав граждан. Система сопровождения пациентов разъединилась на две части. Были проблемы и с финансированием федеральных медицинских учреждений, и, что самое главное, с контролем за той помощью, которая оказывалась пациентам федеральных медицинских организаций, с учетом того, что экспертные мероприятия ФФОМС начал финансировать только с ноября. Все это не до конца соответствует принципам обязательного медицинского страхования», — заявил Дмитрий Кузнецов.
«Надо однозначно повышать уровень межведомственного взаимодействия, которое позволяет получать гражданам качественную и своевременную медицинскую помощь. Необходима адекватная формализация взаимоотношений, которая подчеркивает ответственность каждого из субъектов системы ОМС», — отметил эксперт.
Источник: МК